Присылайте свои заказы !

История донской лошади

История донской лошади

История казачей донской лошади неотделима от истории Дона, от истории России. Первые конные заводы появились на Дону еще в XVIII веке, благодаря усилиям знаменитого Матвея Платова. Донская лошадь – единственная верховая национальная порода, которая имеет такое огромное количество заслуг перед Отечеством.

«По Берлинской мостовой кони шли на водопой, шли, потряхивая гривой кони-Дончаки. Распевает верховой: «Эх, ребята, не впервой, нам поить коней казацких из чужой реки»…
 
На протяжении последних трех столетий донские лошади составляли основной костяк конского состава Российской кавалерии и в казачьих и в регулярных войсках. Не было ни одной войны, которую вела Российская Империя, а потом СССР, включая и Великую Отечественную, в которой бы не участвовали дончаки. В 1814 году донские лошади вошли в Париж, в 1945 году – в Берлин, помните знаменитую песню: «едут-едут по Берлину наши казаки»?

Трудно найти более выносливую, неприхотливую лошадь, столь настроенную на сотрудничество с человеком, ведь казак растил с жеребячьего возраста себе друга, и эти качества культивировались в дончаках на протяжении всех веков. Нарядные, крупные, добронравные, с хорошими спортивными задатками лошади пользуются заслуженной любовью у любителей конного спорта.

Вот некоторые цифры из истории этих замечательных лошадей:

Корнет М.Асеев в 1899 г. проехал из Лубен Полтавской губернии в Париж - на Всемирную выставку именно на кобылах черноморской Влаге и англо-донской Диане 2457 верст (2633 км.) за 30 дней, делая в среднем по 80 км. в день. А в последнем переходе перед Парижем прошел за день 110 км. В этом городе, в момент прибытия туда М. В. Асеева, проходила Всемирная выставка, и русский герой-кавалерист сразу же оказался в центре внимания многочисленных посетителей выставки и представителей прессы. Более 200 журналов поместили статьи с восторженными откликами на этот дальний конный пробег.

  

Свою неприхотливость донские лошади доказали во время англо-бурской войны (1898-1902 гг.), когда англичане потеряли почти всю свою кавалерию и обоз, в то время как около 200 лошадей донского ремонта, входившего в состав отряда генерала Френча (сам он ездил на рослом донском жеребце) остались живы и успешно несли свою службу.

В 1946 году донские казаки в пробеге Сальск-Ростов-на-Дону при 40-градусной жаре преодолели 200 км, разделяющие города, за 18 часов 25 минут. Группа жеребцов в суточном пробеге за 20 часов прошла 305 км, а кобыла Дочь Букварки за 15 суток (без дневок) преодолела 1777 км. Занос –309 км за 19 часов (рекорд суточного перехода). Сургуч – 300 км за 19 часов. В двухнедельном пробеге эти же лошади прошли 1800 км, делая по 120 км в день.

Есть такой исторический момент в истории донской породы, несколько жестокий, но убедительный. В 1951 году с целью выявления максимальной выносливости лошадей дончаков и буденновцев в конном заводе им. Буденного был организован пробег, в котором в течение 2-х недель лошади ежедневно проходили по 120 км. По истечении этого времени пробег был прекращен, так как в продолжении его не было уже никакой необходимости: лошади, ежедневно покрывая 120 км в день от к/з им. Буденного до Зимовниковского и на другой день обратно, прекрасно себя чувствовали, сохраняли отличный аппетит и были способны и дальше идти такое же расстояние. В этом пробеге также участвовал вышеупомянутый Занос.


В 1950 году в конном заводе Дегерес 8 лошадей донской, буденновской и англо-казахской пород в суточном пробеге преодолели 305 км, причем победители пробега, донские жеребцы Бодрый и Бандурист, на следующий день прошли еще 130 км, возвращаясь в Кенгенский завод. В том же годк на донских жеребцах Синусе, Добром, Бедуине и Дербисте за сутки под всадником (20 ч движений и 4 ч на остановки в пути) было пройдено 305 км.

В наши дни…

Сейчас само существование этой уникальной породы находится под угрозой.  Донских лошадей впору записывать в Красную книгу, их поголовье год от года сокращается. Цифры говорят сами за себя:  в самом крупном хозяйстве Ростовской области, которое еще как-то разводит донских лошадей, в 2012 году получили всего 20(!) чистопородных донских жеребят.

В последнее время ряд конных заводов обанкротились и были преобразованы в различные ООО, АОО и т. д. Судьба ценнейшего племенного поголовья оказалась под юрисдикцией организаций совершенно не заинтересованных в его судьбе, с чисто любительским подходом к этой отрасли. Руководство Федерального агентства по сельскому хозяйству фактически устранилось от решения проблем коннозаводства в целом, и спасения донской породы в частности. Действующие хозяйства во многом держатся за счет энтузиазма специалистов на местах.

Однако именно сейчас, несмотря на все трудности и потери истекшего десятилетия, для донской породы определилось главное, она нашла свое место в разных видах конного спорта: конкуре, выездке, пробегах, в любительской верховой езде. При подобной ясности стратегического направления развития породы, тактические задачи могут решаться в зависимости от складывающихся условий. На данный момент основной целью является физическое сохранение ценных жеребцов и маток в конзаводах им. Буденного и Зимовниковском. Пока в этих организациях сохранились остатки ценнейшего племенного поголовья, для дончаков не все еще потеряно.

Обнадеживает тот факт, что появляются хозяйства с небольшими группами донских маток, которых планируют использовать для воспроизводства, например, хозяйство Павла Олеговича Мощалкова в Сергиево-Посадском районе.

Сегодня, когда произошел резкий спад численности донских лошадей, эта уникальная порода превратилась из когда-то самой распространенной в самую редкую. Если наше государство не возьмет под свой контроль и защиту это уникальное поголовье, то буквально через несколько лет мы можем потерять этот пласт Российской истории, потерять породу, потерять Золотую лошадь.

Возможно, со временем конные заводы станут частными, появятся дееспособные ассоциации по каждой породе. Но пока все это произойдет, от нашего славного коннозаводства, может мало чего остаться, если в ближайшее время не вмешаться в этот процесс. Ситуация сложилась критическая. Специалисты ВНИИ Коневодства, отвечающие за донскую породу, уже давно бьют тревогу, но достучаться до чиновников разного уровня почти невозможно. В 2006 году энтузиасты и любители донской породы объединились в Некоммерческое Партнерство «Золотая лошадь», для того, чтобы попытаться хоть как-то изменить существующее положение. В 2005 и 2006 годах в Москве на собственные средства Партнерство провело выставки «Золотая лошадь», с 2007 года выставка переехала на историческую Родину донских лошадей – в Ростовскую область, г. Сальск.